Параллельный импорт помог лишь на 13%

По информации «Независимой газеты» масштабы падения импорта в РФ сокращаются за счет как переориентирования на других поставщиков, так и благодаря параллельному импорту. Но в третьем квартале импорт был все еще на 14% ниже прошлогоднего уровня.

Российская таможня докладывает о ввозе товаров из списка критически важных на сумму в 17 млрд. долл. Но это лишь около 13% от всего критически необходимого России импорта. Совет Федерации в среду принял не только отчет главы Федеральной таможенной службы (ФТС), но и отставку главы Счетной палаты Алексея Кудрина. Его бывшие коллеги рассказали в среду о плодотворном сотрудничестве с таможней.

Около 2 млн. тонн критически важных товаров на 17 млрд. долл. ввезено в РФ в рамках параллельного импорта с мая 2022 года, рассказал в Совете Федерации в среду глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин.

Именно в начале мая правительство составило перечень легальных товаров, которые можно ввозить в РФ без согласия их правообладателей. Продукция параллельного импорта, напомнил сенаторам главный таможенник, это не контрафакт, а качественные оригинальные изделия, правообладатели которых по каким-то причинам предпочитают не участвовать в товарообороте с Россией. По прогнозу Минпромторга, объем параллельного импорта по итогам 2022 года составит 20 млрд. долл.

Таможня подстроилась под новые обстоятельства во внешней торговле, судя по словам Булавина. Например, он сообщил, что на таможнях сейчас применяется процедура первоочередного оформления социально значимых товаров. Но чтобы в горячке не пропустить контрафакт, ФТС активно применяет цифровые технологии, получая в режиме онлайн от Минпромторга и Минздрава информацию о выданных лицензиях и заключениях, что позволяет выпускать ряд товаров автоматически.

Чиновники утверждают, что попыток ввоза контрафактной продукции сейчас больше, чем в относительно спокойные времена. Но, по словам главы ФТС, несмотря на все упрощения и меры поддержки, удалось сохранить качество контроля и противодействовать недобросовестному бизнесу и преступникам. За 10 месяцев изъято свыше 19 тонн наркотических средств и сильнодействующих веществ, а также более 78 млн. пачек сигарет. «Эти показатели уже превышают показатели всего 2021 года», – отметил Булавин. Возбуждено 122 тыс. административных и 1,6 тыс. уголовных дел, взыскано почти 79 млрд руб., это на 56% больше, чем за прошлый год.

При этом с ввозом лекарственных средств зарубежного производства ситуация выглядит достаточно спокойно, считает Булавин. «В этом году в Россию ввезено 127,5 тыс. тонн лекарственных средств, это на 14,5% меньше, чем в прошлом году, но на 20% больше 2020 года», – отметил он. Небольшой спад он объяснил снижением востребованности противоковидных лекарств, сообщив, что европейские страны, такие как Германия, Франция, Италия и Болгария, остаются лидерами в поставках товара, не попавшего под санкции.

Одной из мер стимулирования восстановления импорта становится создание упрощенных таможенных коридоров, о которых рассказал глава ФТС. Они уже действуют с Китаем, Азербайджаном и Ираном, идут переговоры о создании таких коридоров с Узбекистаном, Турцией и Индией. В том числе и с этим таможня связывает рост с начала года почти на 27% товарооборота с Китаем, который по итогам 2022 года может достичь 160 млрд.

Переориентация отечественной экономики на восток изменила логистику доставки товаров, в связи с чем на некоторых пунктах пропуска возникли очереди, пожаловались в среду Булавину сенаторы от некоторых регионов. На Дальнем Востоке грузовики порой стоят неделями, сообщил сенатор Иван Абрамов, а его коллега Вячеслав Тимченко обратил внимание на задержки с пропуском лесопродукции на границе с Казахстаном. Владимир Булавин парировал, что из-за новых ковидных ограничений в Китае пункты пропуска на границе с этой страной сейчас практически не работают (четверть экономики КНР находится под локдаунами, сообщил аналитик «БКС Мир инвестиций» Анатолий Клим). Что касается вывоза лесопродукции, то через Казахстан она возможна только по железной дороге, так что вопросы запрета вывоза автотранспортом относятся к компетенции правительства, отметил Булавин.

Жаловались сенаторы и на заторы на границе с Азербайджаном в Дагестане. Очередь из 3,6 тыс. грузовиков на пункте пропуска Яраг–Казмаляр образовалась из-за сезонности, реконструкции пункта и усиления мер безопасности, рассказал Булавин. По его словам, сейчас очереди нет, пункт работает «с колес». Кроме того, в городе Худат в Азербайджане российский бизнес строит большой логистический центр, где будут сортировать, фасовать, упаковывать и отгружать всю азербайджанскую сельхозпродукцию, поставляемую в Россию. В будущем там же планируют проводить таможенную очистку продукции из Ирана, Турции и Грузии.

Булавин добавил, что сейчас активно реализуется программа реконструкции таможенных пунктов. Всего планируется реконструировать 84 КПП. В 6 из них работы уже завершаются, в 10 – находятся в активной стадии реконструкции. К началу следующего года работы там надеются завершить.

«Импорт в России восстанавливается, поднимаясь от минимумов после резкого обрушения весной. Если в низшей точке в апреле падение составляло до 30% в годовом сравнении, то в сентябре оно было лишь примерно 15–16% по отношению к тому же периоду 2021 года. Больше всего в сентябре увеличились год к году поставки из Турции (в 2,3 раза), Казахстана (на 41%), Китая (на 21%)», – сказал «НГ» главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – Более быстрыми темпами растет ввоз потребительских товаров. Основную роль в этом играет параллельный импорт. По данным ФТС, на конец сентября он составлял 1,6 млн. тонн на сумму 12,6 млрд. долл., прогнозировалось, что по итогам года он может превысить 2 млн. тонн и 15 млрд долл.».

В перспективе следует ожидать дальнейшего повышения объемов импорта, считает эксперт. «Его всплеск традиционен перед Новым годом. В следующем году тенденция продолжится. Цены, очевидно, будут увеличиваться адекватно общей потребительской инфляции. Точные замеры изменения цен именно на потребительские товары затруднены, но можно предположить их заметное повышение. Этому способствуют усложнение логистических цепочек, увеличение дистанций доставки, появление дополнительных посредников, удорожание кредитования и расчетов», – говорит Гойхман.

Top