Друг отказался вдруг: по информации издания «Известия» из КНР перестали поставлять товары двойного назначения без предоплаты. Речь об электронике, промышленном оборудовании и другой технике, рассказали в логистических компаниях, информацию подтвердили в деловых объединениях.
Причиной стал новый пакет августовских санкций, в который попали 46 организаций из КНР, а также тщательные проверки платежей китайскими банками. Товары подолгу задерживаются на складах, отчего стоимость доставки выросла в среднем на 15%. Представители бизнес-сообщества планируют обратиться к властям за поддержкой.
Какие товары не идут из Китая
Ряд экспортеров приостановил поставки продукции в Россию без подтверждения оплаты, рассказал «Известиям» президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. 23 августа приняты очередные санкции, под которые попали китайские компании и банки, сотрудничающие с РФ, что насторожило финансовые организации и поставщиков продукции из КНР.
29 августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков во время брифинга отметил, что власти двух государств ищут решение проблемы банковских платежей.
— У нас более чем солидный объем торгово-экономических отношений. При таких объемах, разумеется, и при такой недружественной окружающей обстановке обойтись без каких-то проблемных историй невозможно. Но действительно партнерский дух наших отношений позволяет нам весьма конструктивно обсуждать и решать текущие проблемы, — подчеркнул представитель Кремля.
Зафиксированы случаи, когда банки возвращали деньги за уже отгруженный товар, если не подтверждалась его «санкционная чистота», рассказала «Известиям» генеральный директор компании Atvira Екатерина Кизевич.
— Из-за опасений вторичных санкций китайские финорганизации возвращают оплату назад независимо от того, ушел груз в РФ или нет, — объяснила она. — Возникла странная ситуация, когда в Россию из Китая поступает груз, а затем возвращаются заплаченные за него деньги.
Порой платежи не проходят даже по неподсанкционным товарам, рассказал «Известиям» вице-президент общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Николай Дунаев. Неудивительно, что китайские производители и поставщики в этих условиях отказываются отгружать товары, отмечает участник рынка.
— Те компании, что имеют налаженные связи с китайскими контрагентами, раньше получали товары, используя кредит доверия, — говорит вице-президент «Опоры России». — Однако в августе из-за возвращения платежей за уже поставленную продукцию кредит доверия иссякает.
Новичкам рынка без подтверждения оплаты товары не отправляют, а провести деньги всё труднее, уточняет эксперт.
— Даже поставка сугубо гражданских изделий может быть заблокирована «на всякий случай», — рассказал «Известиям» директор ООО ТСК «Строй-Арсенал» Алексей Черкасов. — В частности, это промышленное и электрическое оборудование, различные виды электромашин и трансформаторов.
Что касается поставок летательных аппаратов или дронов, то российскому контрагенту часто нужно доказать, что эти изделия не будут применяться в военных целях, отмечает участник рынка.
— Промышленное оборудование, электроника, станки и прочие товары двойного назначения относятся к «чувствительным». Сделки с их участием гораздо тщательнее проверяются китайскими банками, — рассказал «Известиям» председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
Последние санкции США затронули почти 400 лиц и компаний, которые, по мнению американцев, способствуют проведению российской спецоперации на Украине. В списке есть и 46 китайских компаний, что насторожило многих партнеров в КНР, отметил участник рынка.
— Наибольшее давление оказывается на поставки товаров двойного назначения, которые могут использоваться как для гражданских, так и для военных целей, — сказал «Известиям» коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. — Это микрочипы и электронные компоненты; промышленное оборудование, станки, линии; компоненты для авиационной и космической промышленности; оборудование для связи и навигации.
Возникли трудности с доставкой оборудования для нефтегазовой промышленности, энергетики, машиностроения и даже со строительной техникой, отметили в «Скиф-Карго».
«Известия» направили запросы в Минпромторг, Минтранс, ФАС.
Цены на логистику растут
— Во многих китайских банках есть поручения максимально контролировать все входящие платежи, — утверждает основатель ГК G2R, эксперт в сфере международной торговли Рушан Гиниятов. — Через третьи страны оплаты проходят проще, но если китайцы видят, что деньги из России, то всё равно пристально относятся и к этому платежу. Ряд фирм раньше старались накапливать большой объем заказов и оплачивали его одним платежом, но сейчас и эта схема перестала действовать.
Крупный перевод иногда только усложняет ситуацию, добавил Виталий Манкевич.
— На быстроту перечисления денег влияют не размеры суммы, а категории товаров. К примеру, мелкие платежи за продукты питания или товары для детей проходят быстрее, — уточнил он.
На ситуацию с переводом средств влияют и платежные агенты, которые устанавливают сроки, связанные с поступлением валютной выручки от экспорта российских товаров на зарубежные счета.
Грузы ждут оплаты в портах и на складах, что отражается на стоимости логистики, продолжила Екатерина Кизевич.
— Задержки оплаты и доставки на лишние две недели, месяц или два влияют на себестоимость продукции. Предприниматели вынуждены поднимать цены, дабы компенсировать кредитное плечо, — объяснил «Известиям» Рушан Гиниятов.
В среднем по рынку цены на логистику поднялись на 15%, заявили «Известиям» в компании «Скиф-Карго».
По данным «АвтоГрузЭкс», доля логистики в цене товаров составляет в среднем 4–10% в зависимости от их категории.
— Из-за сложностей в финансовой логистике больше всего вырос срок автодоставки сборных грузов, ведь поставка состоит из большого количества отправлений, оплату каждого необходимо предварительно подтвердить, — рассказывает Вадим Филатов.
Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, бизнес планирует обратиться к властям за поддержкой, рассказали собеседники «Известий» в отрасли.