Терпенье лопнуло: Как Wildberries и Ozon заставят бороться с контрафактом

Информационный портал « Life. Ru» разбирался в вопросе торговли поддельными товарами на интернет – площадках.

 Российские торговые площадки всё более похожи на рынки 90-х. Подделки низкого качества просто заполонили полки. Но, кажется, выход найден.

Abibas возвращается

Конечно, и раньше Wildberries и другие площадки боролись с подделками, мягко говоря, спустя рукава. Более того, клиенты часто жаловались, что им приходят бракованные или грязные вещи, а потом ещё нужно долго ждать возврата денег на карту. И это если повезёт. Сейчас в российских судах рассматриваются иски против площадки почти на миллиард рублей.

Но в последнее время онлайн-ретейлеры становятся просто каналом сбыта контрафакта — это признают даже чиновники.

Официальный представитель Минпромторга Владислав Заславский полагает, что Wildberries становится каналом сбыта контрафакта.

В министерстве считают, что добросовестные интернет-площадки должны со своей стороны принимать меры по пресечению торговли контрафактом и фальсификатом на своих площадках.

Сейчас на них можно без проблем найти товары, которые, как в 90-е, отличаются не только качеством, но и намеренным искажением названия. Например, после названия ставят точки или заменяют одну букву. На площадке продаются кроссовки New Balance, которые отличаются от оригинала на одну букву: вместо латинской L используется I. А иногда даже этим продавцы не заморачиваются и продают «оригинальные» наушники AirPods третьего поколения от Apple за 2500 рублей, в то время как настоящие стоят минимум 15–17 тысяч рублей.

Дошло до того, что на Wildberries поступила жалоба в правоохранительные органы из-за продажи подделок: производитель азиатских подгузников Kioki обнаружил, что его товар предлагают на площадке сразу несколько продавцов, но ни один из них не имеет никакого отношения к реальному бренду. Производитель пытался связаться с головным офисом компании, но безуспешно, в связи с чем было написано заявление в полицию Московской области. В Wildberries же информацию о продаже подделок назвали клеветой.

Хватит подделок на Wildberries

В итоге Госкомиссия по антиконтрафакту, организатором которой является Минпромторг РФ, приняла решение пригласить Wildberries на межведомственную рабочую группу по контрольно-надзорной деятельности, чтобы разобрать факты нарушений на маркетплейсе. Заинтересовались таким положением вещей и в ФАС. Там разрабатывают специальный реестр, в который попадут компании, неоднократно уличённые в продажах контрафактного товара.

— Компаниям, которые попадут в этот реестр, временно ограничат возможность продавать товары на всех маркетплейсах, как крайняя мера может рассматриваться вечный запрет на продажу, — рассказал Лайфу источник в ФАС. — Сейчас маркетплейсы уже создают свои списки.

По словам собеседника Лайфа, маркетплейсы готовы активно включиться в отслеживание контрафакта, но сейчас уличённый в этом продавец получает просто блокировку аккаунта и вполне может продолжать свою деятельность на другой площадке. Общий реестр недобросовестных продавцов должен решить эту проблему.

— Действительно, сейчас многие продавцы забыли, что параллельный импорт предполагает ввоз оригинального товара, а не контрафакта, — говорит юрист по защите прав потребителей Валентин Усачёв. — И новая мера действительно может стать полезной для покупателей, так как отсечёт нечестных продавцов. Но при этом нельзя игнорировать риски недобросовестной конкуренции: продавцы могут начать обвинять друг друга в продаже контрафакта, чтобы просто устранить своего визави с рынка.

Продавцы под ударом

Кроме того, такой реестр может стать поводом для того, чтобы онлайн-площадки начали под предлогом контрафакта терроризировать своих продавцов и выжимать из них деньги, говорит Усачёв. А они уже неоднократно это делали.

Например, перед «чёрной пятницей» маркетплейс взял и заблокировал магазин детской одежды «Кофтёныши». Официальная причина — «из-за отказа от участия в акции ко Дню шопинга». А хозяин всего лишь высказался в социальных сетях о своём партнёре в негативном контексте. Потом маркетплейс без уведомления продавцов принудительно установил скидку 25% на все товары от партнёров. Иными словами, заставил их продавать товары себе в убыток. Мол, это было нужно, чтобы завоевать лояльность покупателей. За чужой счёт — отчего бы и нет?

А в 2017 году у компании Wildberries разгорелся серьёзный конфликт с партнёрами, которые забросали «старшую сестру» десятками судебных исков. Компания просто не платила за уже проданный товар: мол, все деньги ушли на его продвижение и рекламу.

— Поэтому к разработке реестра необходимо привлечь не только маркетплейсы, но и крупных продавцов, чтобы не допустить злоупотреблений, — уверен Усачёв.

Top