В рамках форума «Технотренды», организованного РБК Петербург, представители логистических компаний рассказали, можно ли перестроить цепочки поставок и как в связи с этим изменится рынок e-commerce.

Об этом сообщает российский таможенный портал TKS.RU.

Пандемия и режим самоизоляции создали уникальные условия для ускоренного развития российского рынка электронной коммерции. Объем этого рынка в 2021 году, по данным Data Insight, составил 4,1 трлн руб. при росте 52% год к году. Количество заказов росло еще быстрее: на 104%.

Однако с конца февраля этого года ситуация на рынке резко изменилась — из-за ограничений, введенных странами Евросоюза и США, поставщики столкнулись с задержками или полным отсутствием многих товаров.

Екатерина Печникова, директор по продажам Северо-Западного региона DPD в России:

«Мы видим, что грузопоток в Россию становится меньше; соответственно, продавцы на маркетплейсах продают меньше: кто-то сейчас ожидает товар, у кого-то закончились складские запасы и он сам не знает, когда придёт груз. Что касается транспортных компаний, то их инфраструктура рассчитана под объём поставок, который был на рынке до санкций, и ещё с запасом. Мы все хотели расти, ожидали роста поставок на 30% в обозримой перспективе. Сейчас мы понимаем, что в ближайшем будущем этого не произойдёт. Думаю, что рынок электронной коммерции столкнётся с оптимизацией. Она подразумевает увеличение сроков доставки по некоторым направлениям, сокращение штата в онлайн-ретейле; вероятно, будет передел и на логистическом рынке — не все компании в сфере доставки переживут этот кризис.

Сильные игроки перестроятся и выстроят новые логистические цепочки. Проблема в том, что это произойдет не быстро. Любая перестройка логистической цепочки занимает время. К примеру, если речь идёт о водной транспортировке, то компаниям нужно поставить суда по этим маршрутам, предварительно зафрахтовав их. Это очень длинная цепочка непростых операций. Сейчас рынок ориентируется на импорт из Юго-Восточной Азии. Это прямой импорт, несанкционный товар. С Европой ситуация остаётся сложной, регулярно появляются новые ужесточения. Две недели назад грузовикам с российскими номерами запретили въезжать на территорию Европы.

При этом нужно понимать, что на рынке «свято место пусто не бывает». На место ушедших иностранных брендов придут другие. Судя по нашим клиентам — российским производителям одежды, они все думают о наращивании производства, но пока находятся в ожидании. Боятся, что в мае иностранные компании вернутся, или начнётся экспансия других иностранных брендов. Иран уже заявил, что готов поставлять одежду на российский рынок. Кстати, иранские вещи — нестандартные и красивые. Также Турция заявляла, что готова увеличить поставки в Россию, она как раз может заменить ушедший западный масс-маркет. Что касается люкса, то у нас появился закон о параллельном импорте, есть список брендов, которые можно ввозить. Пока офлайн-магазины люксовых марок закрыты, поставками могут заниматься крупные маркетплейсы.

Я считаю, что спад в e-commerce временный, после него маркетплейсы будут расти. Потребитель изменил привычки еще после пандемии и уже не пойдёт на рынок, не будет мерить одежду на картонке. Он привык к удобству, к быстрым заказам онлайн, и российские производители готовы предложить ему свой товар. Оптимизация транспортных компаний — тоже временная. Если объём грузоперевозок резко вырастет — мы готовы очень быстро масштабироваться. В частности, в прошлом году наша компания сделала большую инвестицию: мы начали строить в Домодедово новый автоматизированный хаб площадь 30 тыс. кв. м. Он позволит обрабатывать большое количество посылок. Мы не отказались от этого проекта и надеемся, что в течение года он заработает».

Top